En Ru
+375 (29) 692-02-78 +375 (17) 219-48-27
Отправить запрос

Пользователь Сети стал человеком?

6 января 2007 | Alexander Sergeev | Психология

Человек как система

Мэтр отечественной психологии Б.Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, субъекта деятельности, личность и индивидуальность. Эти четыре понятия отражают различные стороны нашей сложной природы.

  1. Индивид - единичный представитель людского рода
  2. Субъект деятельности - индивид с сознанием, способный отделить себя от других объектов и способный работать с этими объектами
  3. Личность - субъект деятельности с самосознанием, человек как "общественное животное"
  4. Индивидуальность - личность плюс то, что отличает ее от других представителей человеческого общества

Эта система позволила психологам структурировать огромные объемы знаний о человеке.

Человек и компьютер

Интернет - это среда, все больше походящая на нашу реальную жизнь. Мы так же как и в жизни встречаемся, знакомимся, общаемся, узнаем что-то новое, вообщем короче говоря - удовлетворяем свои потребности: в общении (аська, скайп), в принадлежности группе (ЖЖ-комьюнити), в самоутверждении (записи в ЖЖ), в уважении (пишем интересные посты в ЖЖ) и в проявлении индивидуальности (шаблон в ЖЖ, фотки в flickr, ссылки в del.icio.us, круги в moikrug.ru и т.д.). Давайте посмотрим на пользователя компьютера сквозь призму четырех граней человека из системы Ананьева:

  1. Индивид - пользователь, у которого есть компьютер
  2. Субъект деятельности - это пользователь у которого есть компьютер и он работает за ним
  3. Личность - это пользователь, который общается с другими пользователями компьютеров через Интернет
  4. Индивидуальность - это пользователь сети Интернет, который отличается от других пользователей Сети

Как видно по мере развития сети Интернет, пользователь компьютера становился все более и более похожим на человека: сначала он сидел и тупо смотрел на компьютер, потом он стал с ним работать, потом появился Интернет и пользователь стал общаться с другими пользователями и, наконец, пользователь сети стал "материализоваться" и, как следствие, отличаться от других пользователей.

Материализация в Сети

В последнее время Интернет дает нам все больше и больше возможностей для проявления своей индивидуальности, то есть того, что отличает нас от других:

  • Персональная страничка или веб-сайт
  • Записи в личном блоге
  • Записи в корпоративном блоге (например, Guicci)
  • Участие в различных ЖЖ-коммьюнити (например, юзабилити-комьюнити в ЖЖ)
  • Блоги, которые мы рекомендуем читателям нашего личного или корпоративного блога
  • Rss-потоки, которые мы читаем
  • Сайты и страницы, которые мы читаем и рекомендуем (например, закладки в del.icio.us)
  • Наш профиль и наши контакты в социальных сетях (например, круги в соц. сети moikrug.ru)
  • Фотографии, которые мы публикуем и которые смотрим (например, на flickr)
  • Форумы, на которых мы зарегистрированы и в которые мы пишем
  • Google groups, которые мы читаем и в которые мы пишем
  • Интернет-радио-станции, которые мы слушаем
  • Видео-ролики, которые мы смотрим (например, на youtube.com)
  • Музыка и фильмы, которые мы качаем на локальный компьютер
  • Книги, которые мы заказываем в электронном книжном магазине
  • Товары, которые мы покупаем в электронных магазинах
  • Электронные книги и файлы, которые мы скачиваем на компьютер
  • Опросы в которых мы участвуем

И этот список растет с каждым днем.

Раз страничка, два страничка, а где idendity?

Как мы увидели, возможностей проявить свою индивидуальность выше крыши, но вот как ее продемонстрировать другому пользователю сети? В принципе, тот же профиль в социальной сети moikrug.ru позволяет указать многое из приведенного выше списка (свой блог, сайт, рекомендуемый блоги и сайт, книги и т.д.). Однако как я уже написал выше, возможностей проявить свою индивидуальность с каждым днем становится все больше и больше и не будут же разработчики moikrug.ru постоянно добавлять новые поля в структуру профиля... Вот и получается, здесь страничка, там страничка и даже автор иногда с трудом может вспомнить, что, где и когда он писал в Сети, что уж тут делать серферу, которого заинтересовала ваша персона. Ситуация вообщем-то такая же как и в реальной жизни: вот перед нами человек во всем своем многообразии, сразу узнать кто он, чем он живет, чем дышит, мы не можем, нам нужно время и терпение. Но в отличие от человека, Интернет худо-бедно структурирован при помощи гипертекста (правда иногда SEO-специалисты делают такие ссылки, что фиг поймешь куда они ведут... люди, используйте хотя бы атрибут title), у него не бывает провалов в памяти, ответы на вопросы порой можно получить быстрее нежели от человека и он всегда в хорошем настроении :) Эти достоинства Сети дают нам возможность быстро и наиболее полно раскрыть свою индивидуальность перед другими пользователями сети Интернет. В принципе на этом можно было бы и закончить, если бы на днях я не узнал про один веб-проект, относящийся к сегодняшней теме и который за месяц собрал порядка 10,000 пользователей... И все таки это уже другая история, для другой текст-арии, а сейчас - резюме.

Резюме

Последние веяния - блоги, социальные сети, веб 2.0/ajax - стимулировали появление огромного количества инструментов, с помощью которых мы можем проявлять свою индивидуальность в сети Интернет. При этом некоторые технологии дают нам возможность отследить проявление и влияние на других нашей индивидуальности в таких нюансах, которые в off-line жизни просто невозможны. Ну например, разве мы можем узнать, кто прочитал нашу статью в газете? Или какие еще газеты читают люди, которые читают вашу газету? Или какие телепрограммы смотрят люди, которые читают вашу колонку в газете, в которой они всегда смотрят программу телепередач.

Текст: Александр Сергеев, HumanoIT Group

Понравилась статья?