En Ru
+375 (29) 692-02-78 +375 (17) 219-48-27
Отправить запрос

Юзабилити и Эстетика

19 января 2007 | Alexander Sergeev | Дизайн

Что такое юзабилити

У понятия "юзабилити" есть достаточно близкая ассоциация - "удобство". К сожалению, работать с этим понятием достаточно сложно, ибо русский язык, как известно, велик и могуч и потому расплывчат. Сравните: "он оказался в неудобном положении", "похоже, что ему как-то неудобно говорить это", "какой неудобный сайт". Мутновато... Поэтому пришлось российским праотцам юзабилити переводить определение с английского (стандарт ISO 9241-11). В итоге получилось очень, на первый взгляд, четко: «юзабилити - это степень эффективности, продуктивности и удовлетворения, с которыми продукт может быть использован определенными пользователями в определенном контексте использования для достижения определенных целей». Другими словами, юзабилити - это качество, состоящее из 3-х свойств:

  1. эффективность - пользователь может эффективно решать свои задачи
  2. продуктивность - тратить на это минимум свои ресурсов
  3. удовлетворенность - а вот здесь все очень нечетко и об этом собственно моя заметка

Первые два свойства вполне осязаемы, их можно достаточно просто измерить - для этого есть количественные методы и инструменты. А вот третье свойство, ложка дегтя в бочку меда, просто-таки снесло точку сборки многих юзабилистов и сподвигло их на бурные дискуссии здесь и здесь (большое спасибо Диме Павлову за разжигание этой темы!). Я, конечно, не мог пройти мимо и не вставить свои 5 копеек про удовлетворенность, а точнее про удовлетворенность пользователя от эстетики и красоты.

Satisfaction guaranteed

Есть такой анекдот у психологов:

Приходит как-то к психоаналитику клиент, снимает обувь, ложится на кушетку и замирает в нетерпеливом ожидании. Доктор: Ну что ж, прошу Вас. Начнем с самого начала. Клиент: Хорошо... В-н-а-ч-а-л-е я с-о-з-д-а-л З-е-м-л-ю

Мы конечно не на терапии, но я начну с основ.

Понятие удовлетворенности достаточно молодое, ведь до середины 20-го века в фокусе психологии были больные люди, отягченные каким-либо психологическим/психическим недугом. Лишь с приходом на сцену гуманистов (Фромм, Франкл, Перлз, Маслоу) психология стала пристально изучать здоровых людей. Зачем? Ну чтобы сделать нас более счастливыми :) А что такое счастливый человек? Этот тот, у которого есть все, что ему нужно (NB: здесь имеется в виду не только вещи!). А что нужно человеку? По версии мэтра позитивной психологии Абрахама Маслоу у человека есть следующие потребности (комплекс этих потребностей называется "пирамида Маслоу"):

  • физиологические (голод, жажда, секс)
  • потребность в безопасности (чуствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач)
  • потребность в принадлежности группе
  • потребность в уважении (компетентность, одобрение, признание)
  • эстетические потребности (гармония, порядок, красота)
  • потребность в самоактуализации (проявление индивидуальности, развитие способностей, личностный рост)

В предыдущей заметке я пришел к выводу о том, что пользователь Сети уже стал человеком. Поэтому вполне логично, что и у него, как у любого нормального человека, иногда возникают некоторые потребности из списка.

Потребности пользователя deconstructed

Физиологическую потребность я политкорректно пропущу и пойду дальше, к безопасности. Пользователи, особенно программисты, частенько ассоциируют себя со своим компьютером (об этом кажется написано у Купера) и это видно, например, по следующим фразам: "пи-пи-пи, опять _у_меня_ синий экран" или "_меня_ опять завирусовали". Поэтому безопасность пользователя - это по сути безопасность компьютера (вирусы, spyware, спам и т.д.). Идем дальше.

Принадлежность к группе. Ну, эту потребность сейчас легко удовлетворить - ЖЖ, LiveInternet, MoiKrug, форумы и т.д. Дальше.

Потребность в уважении. Очень интересно сделали на habrahabr.ru - там у каждого пользователя есть "карма", которая имеет численное выражение. При этом любой пользователь может влиять на карму других членов сообщества (голосованием). По-большому счету, это тоже самое, что и рейтингование статьи, например, на форумах rsdn.ru. Так что потребность в уважении тоже уже можно удовлетворить в Интернет, написав интересную статью и получив за нее много очков в рейтинге или в "карме". Далее.

Эстетические потребности. В Интернете полно сайтов - на любой цвет, вкус и слух. Но к сожалению, не всеми из них можно пользоваться. И наоборот, есть куча удобных сайтов, но с эстетикой у них проблемы. И лишь немногие удачно сочетают и то и другое. Но об этом подробнее чуть дальше.

И, наконец, последняя, самая высокоуровневая потребность - потребность в самоактаулизации. Про проявление индивидуальности я уже писал раньше, а для личностного роста, развития способностей Интернет - наверное один из самых ценных и полезных источников информации (конечно после жизненного опыта). Ну вот, как видно и в Интернет можно обрести счастье :)

Эстетика

Ни для кого не секрет, что Запад - это общество потребления. Причины? Развитая экономика, высокий уровень жизни и...потребность в красивых, эстетичных вещах. В России, и уж тем более в Беларуси, уровень жизни намного ниже, но потреблятством занимаются почти все, кроме разве что людей религиозных. Мы предпочитаем покупать новые вещи, вместо того чтобы потреблять и чинить старые. Эстетика продуктов ценится не меньше, чем их функциональность. Визуальные искусства играют все более главенствующие роли в нашей жизни: видео вместо книги, телевизор вместо радио, открытка с готовым текстом вместо письма, флеш вместо текста. Чем больше средств отображения, тем чаще мы видим картинку и тем сильнее на нас влияет визуальный код. Дизайн сейчас - это не только средство для придания объекту формы или описания его функций. Дизайн - это новый, самостоятельный язык. И его нужно хорошенько выучить, чтобы использовать с максимальной эффективностью. Причем я считаю, что сделать это нужно не только дизайнерам (они просто обязаны), но и юзабилистам, чей "язык" имеет много общего с языком дизайна. В словарь проектировщика интерфейсов наряду с традиционными понятиями юзабилити, должны попасть законы человеческого восприятия, колористики, композиции, в общем все то, что знает (или интуитивно чувствует) любой дизайнер.

Опыт пользователя

Говорим - юзабельная программа, подразумеваем - интерфейс продукта не мешает, а помогает пользователям решать свои задачи. Однако у любого интерфейса есть "лицо" или дизайн, который вносит свою ощутимую лепту в опыт пользователя. Так, например, существует весьма распространенное мнение о том, что чем лучше дизайн, тем он менее заметен, так как пользователь больше внимания уделяет своим задачам, не отвлекаясь на эстетику. Но дизайн, как и интерфейс, делается под задачу: где-то нужен "Девятый вал" Айвазовского, который трудно не заметить, а где-то нужен "Квадрат" Малевича, к которому мы уже давно привыкли из-за его простоты и распространности в городской архитектуре. Боюсь представить, что будет с программистом, который каждый день работает в Visual Studio 2003, интерфейс которой разукрашен в красный цвет, а в качестве фона редактора выбрана картина Сальвадора Дали Предчуствие Гражданской войны

Резюме

Юзабельная программа не только помогает пользователю эффективно решать задачи, но и удовлетворяет его потребность в красоте, гармонии и эстетике. Для того, чтобы создать такую программу, юзабилисту нужно владеть, хотя бы на теоретическом уровне, языком дизайна.

Текст: Александр Сергеев, HumanoIT Group

Понравилась статья?