En Ru
+375 (29) 692-02-78 +375 (17) 219-48-27
Отправить запрос

Про внимание и юзабилити

14 марта 2011 | admin | Теория

Что такое внимание?
Внимание это то, что позволяет нам обрабатывать информацию об окружающем нас мире. Мы осознаем вещи только тогда, когда внимаем им, обращаем на них свое внимание. Внимание часто сравнивают с фонариком, который мы направляем на объекты для того, чтобы выделить их из бесконечного множества других предметов. После того как мы сфокусировали луч от фонарика на этом объекте, мы тут же начинаем осознавать и интерпретировать то, что предстало нашему взору.

Attention is... «...it is the taking possession by the mind, in clear and vivid form, of one out of what seem several simultaneously possible objects or trains of thought...... it requires withdrawal from some things in order to deal effectively with others.»
— William James, 1890

Мы можем сами управлять своим вниманием. Такой вид внимания называется произвольным и намеренным. Например, когда мы находимся на лекции, мы заставляем себя слушать речь лектора и смотреть на доску, где он пишет какие-то формулы. Или когда мы ищем какую-ту книжку в библиотеке, мы сознательно обращаем внимание на названия книг, написанных на корешках. Мы можем использовать произвольное внимание для фильтрации незначимой для нас информации. При этом мы фокусируемся на поиске конкретной формы, цвета или слова. Например, когда мы ищем в меню мясное блюдо, мы будем искать или картинку с изображением мяса или слова «курица», «свинина» или «баранина», при этом остальную информацию (цены, вес, ингредиенты) мы будем игнорировать. Наши мотивы, ожидания и намерения также влияют на то, куда мы обращаем свое внимание.
Сигналы из внешнего мира, другие объекты, которые находятся в поле нашего восприятия, также могут управлять нашим вниманием. Например, громкий хлопок вынуждает нас повернуть голову вслед предполагаемому источнику звука, а мигающая иконка в углу экрана моментально приковывает наш взгляд. Этот вид внимания является спонтанным и он управляется внешними стимулами. Психологи называют такой вид внимания произвольным.
Внимание очень сильно влияет на производительность труда, особенно того труда, который связан со взаимодействием человека и компьютера. Интерфейс ПО или веб-сайта должен управлять вниманием пользователя, помогая тем самым воспринимать ту информацию, которая является значимой «здесь и сейчас».

Типы внимания
Существует три вида внимания:
1. Избирательное внимание. Этот вид внимания иногда называют туннельным вниманием. Оно возникает тогда, когда мы обращаем внимание на стимул или задачу так страстно, что начинаем полностью игнорировать все остальные стимулы и объекты. Программист, занятый написанием кода программы, геймер, бороздящий просторы виртуального пространства, или водитель, полностью сконцентрированный на дороге, все они могут запросто пропустить мимо ушей вопрос, заданный им другим человеком.
2. Фокусированное внимание. Это внимание можно назвать более эффективным избирательным вниманием, потому что в данном случае мы целенаправленно перестаем обращать наше внимание на стимулы для того, чтобы завершить задачу. Например, офисный служащий сознательно перестает обращать внимание на беседу, которую ведут его коллеги, чтобы продолжить важный телефонный разговор. Или пользователь программы, который сознательно игнорирует уведомление о новом сообщение, которое мерцает в углу экрана, для того, чтобы закончить и послать e-mail. В первом случае телефонный разговор, а во втором — письмо находились в поле фокусированного внимания, а остальные стимулы человек намеренно исключил из своего поля зрения.
3. Распределенное внимание. Бывают такие ситуации, когда становится невозможным фокусировать свое внимание на одной задаче из-за того, что другие стимулы начинают отвлекать нас. Например, если мы вдруг услышим, как кто-то разговаривает о нас в то время, пока бы ведем беседу с другими людьми, нам станет трудно удерживать свое внимание исключительно на нашем собственном разговоре. Некоторые компьютерные задачи вынуждают пользователей фокусироваться на нескольких вещах. Это значительно понижает эффективность и продуктивность работы пользователя.

Важность внимания для проектирования интерфейсов и юзабилити
Понимание принципов и законов, по которым работает внимание, позволяет создавать эффективные пользовательские интерфейсы. На восприятие пользователем информации из интерфейса оказывают влияние следующие факторы:
1. мотивы
2. цели и задачи
3. опыт и знания
4. содержание сообщения
5. необычность сообщения

Визуальные подсказки
Интерфейс должен помогать пользователю фокусировать внимание на важной информации. Положение текста, его размеры, цвет и контрастность — все эти свойства могут играть роль визуальной подсказки, которая привлечет внимание пользователя к чему-то существенному.
Есть способы, позволяющие привлечь внимание посетителя веб-сайта к ссылкам или функциям, которые критичны для решения пользовательских задач или для поставленных бизнес-целей. Платная регистрация на сайте знакомств — хороший пример функции, которая является ключевой для бизнес-цели, а ссылка «подробнее» — пример ссылки, которая помогает пользователю сориентироваться и получить полный текст статьи, то есть решить свою задачу.
Очень важно знать, какие элементы нужно сопровождать визуальной подсказкой, когда и каким образом. Это позволит избежать ситуации, когда все элементы привлекают внимание и экран становится похожим на «белый шум». Вся информация в таком случае становится равнозначной и пользователь может пропустить что-то, что на ваш взгляд должно обращать на себя вниманием в первую очередь. Очень популярная ошибка такого рода — это размещение важного бизнес-сообщения внутри большого и разноцветного прямоугольника, Пользователи уже научились игнорировать баннерную рекламу и избирательно обращать свое внимание лишь на те элементы и функции, которые кажутся им значимыми. Этот эффект получил название «баннерная слепота».
Переизбыток подсказок на отдельно взятой странице может нивелировать положительный эффект привлечения внимания, из-за того, что подсказки будут конкурировать между собой (страница будет «звучать» как хор). Также посетители могут привыкнуть к этим подсказкам, если они используются часто и без видимого разнообразия. Это особенно важно для проектирования диалогов, в которых выводятся предупреждения или сообщения о критических ошибках.

Ожидания пользователей
Нарушение устоявшихся стереотипов и соглашений может привести к тому, что пользователи попросту не заметят доступные им функции. Например, навигационные ссылки и пункты меню должны всегда сопровождаться визуальными подсказками, иначе посетитель может пропустить целый раздел сайта. Кнопки, которые относятся к важным действиям (например, «зарегистрироваться» или «послать») должны не только быть похожими на кнопки, но и выделяться среди других элементов.
Очень важно знать как посетитель реагирует на различные сенсорные стимулы. Кроме того, в опыте каждого пользователя есть целый набор элементов, которые он отфильтровывает, считая их незначимыми и не относящимися к делу. Для того чтобы эффективно управлять действиями пользователя, необходимо знать и первое и второе.

Содействие сфокусированному вниманию
Завершение некоторых задач требует от пользователя сфокусированного внимания. Для этого второстепенные элементы, которые конкурируют с основными, должны быть удалены из интерфейса. Например, анимационный рекламный баннер может очень сильно мешать, когда пользователь пытается написать важный e-mail.
Точно так же, лишние варианты действия могут ввести пользователя в замешательство и затормозить выполнение задачи. В интерфейсе десктопного приложения модальное окно (например, стандартный диалог печати) помогает сфокусировать внимание пользователя на ограниченном числе вариантов, которые важны в данный момент времени (и спрятать остальную функциональность). Пользователь, скорее всего, даже и не задумывается о том, что его вниманием манипулируют. Это одна из целей проектирования интерфейса, ориентированного на пользователей: чем меньше они задумываются над интерфейсом, тем больше внимания они уделяют непосредственно задаче, которую решают при помощи ПО или веб-сайта.
Сфокусированное внимание можно и нужно использовать для того, чтобы привлекать внимание к сообщениям о нарушении безопасности системы, критическим ошибкам и предупреждениям. Например, если пользователь пытается сохранить в MS Word документ с именем уже существующего файла, то выводится модальное предупреждение, которое привлекает внимание пользователя и не позволяет ему отвлекаться на что-либо еще.
Внешние визуальные ориентиры и элементы интерфейса (например, рамка вокруг сообщения об ошибке) помогают пользователю сфокусировать внимание на важной информации и предотвратить тем самым серьезную ошибку.

Поиск информации при помощи внимания
Перед пользователем часто стоит задача поиска в «зашумленном» интерфейсе некоторой важной информации. Для этого мы используем свое внимание: мы выделяем и изолируем то, что нам нужно, от всей остальной информации. Для того чтобы упростить эту поисковую задачу, можно использовать взаимнооднозначное соответствие между визуальными свойствами информации (например, цветом, формой, положением на экране и т.д.) и самой информацией. В таком случае вниманием пользователя будет управлять не интерфейс, а сам пользователь. Это может значительно повысить продуктивность работы, так как пользователь сам может быстро настраивать параметры своего поискового запроса и моментально получать обратную связь.

Проектирование интерфейсов для распределенного внимания
Бывают такие ситуации, когда человеку нужно обращать внимание на несколько вещей сразу. Способность человека распределять свое внимание объясняет, почему мы в состоянии делать несколько дел одновременно, например, смотреть новости и разговаривать по телефону с другом. Однако внимание — ограниченный ресурс, и оно может распределяться до поры до времени. Число различных стимулов, на которые пользователь должен отреагировать для выполнения задачи, называют умственной нагрузкой. Чем выше этот показатель, тем больше вероятность того, что пользователь совершит ошибку в одной или во всех задачах, которые он пытается выполнить одновременно ( «за двумя зайцами погонишься...»).
При проектировании интерфейса нужно держать умственную нагрузку на постоянном и удобном для пользователя уровне. Для этого задачу разбивают на шаги или подзадачи. Если подзадача требует отслеживания двух или более стимулов или одновременной обработки различных информационных ветвей, то тогда ее размер нужно обязательно уменьшать (например, путем удаления всего лишнего из поля внимания).
Распределенное внимание является особо критическим фактором для задач, при выполнении которых требуется особая бдительность (то есть те задачи, где пользователь должен отслеживать изменения в интерфейсе в течение длительного времени). Примеры таких задач: контроль за воздушным трафиком, за системой безопасности, управление процессом на атомной электростанции.

Распределенное внимание и интерференция
Проектировщики интерфейса должны учитывать то, что два стимула могут конфликтовать друг с другом, мешая нам контролировать свое внимание. Эта интерференция может возникнуть из-за перегрузки пропускной способности нашего внимания (из-за сложности задачи). Но есть и другие причины. Например, если два стимула имеют одну модальность (например, два аудиопотока), то они с большей вероятностью будут конфликтовать друг с другом. Существует так называемый эффект Струпа, когда два стимула имеют одинаковое содержание или значение. См. рисунок:

Кратковременная память человека содержит когнитивную структуру, которая называется артикулярным циклом. Эту структура отвечает за повторение звуковых стимулов примерно каждые 2 секунды (это обычно происходит мысленно). Поэтому любое задание, в котором используется звук, мешает пользователю запоминать текстовую или вербальную информацию (из-за конфликта между артикулярным циклом и внешними звуковыми стимулами). Когда два стимула, элемента экрана или действия конкурируют за один когнитивный ресурс человека, то они начинают интерферировать друг с другом. Это может привести к возникновению ошибок.
Нужно разрабатывать такие интерфейсы, которые позволят пользователям фокусировать свое внимание на важной информации. Стимулы, которые могут вызвать интерференцию, нужно изолировать. Это особенно актуально в том случае, если для решения задачи требуется распределенное внимание.
Интерфейс в шумной среде не должен полагаться только на звуковую обратную связь. Или если без звуковой обратной связи не обойтись, нужно выбирать хорошо различимые тон, высоту и длительность издаваемых звуков.

Длительно удерживаемое произвольное внимание
Многие пользователи используют компьютерные технологии для повышения эффективности своей работы. Зависимость от компьютеров очень высока в системах, критичных ко времени и безопасности, и особенно эта зависимость высока там, где пользователь должен отслеживать обратную связь от компьютера в течение длительного периода времени. Примеры таких систем: системы управления фондовой биржей, воздушным трафиком, системы безопасности на буровых установках, гидроэлектростанциях или заводах. С течением временем оператор устает и ему становится трудней фокусировать свое внимание на элементах интерфейса и жизненно важные визуальные или звуковые подсказки могут быть пропущены, что повышает вероятность появления ошибок. Проектировщикам таких интерфейсов важно понимать природу задачи и возможные ограничения человеческого внимания.
Проектировщики должны убедиться в том, что новая критическая информация в состоянии быстро привлечь внимание оператора. Кроме того, нужно минимизировать нагрузку на внимание оператора до абсолютного возможного минимума.

Центральное и периферийное внимание
Важный момент, на который следует обращать внимание при обсуждении избирательного, сфокусированного и распределенного внимания и задач, требующих длительного внимания, это то, куда направлено визуальное внимание в каждый данный момент времени. Особенно это относится к той части интерфейса, которая проецируется прямо на центральную ямку (центральная область сетчатки глаза с самой большой концентрацией фоторецепторов) или другими словами ту область интерфейса, которая находятся в пределах всего поля зрения пользователя. Эту область часто называют UFOV (useful field of view, полезное поле зрения). Когда пользователь использует избирательное или сфокусированное визуальное внимание, тогда он использует UFOV для сканирования интерфейса или фокусирования на некой области интерфейса. UFOV обычно находится между 1 и 4 градусами угла зрения и это факт нужно учитывать в задачах, где информация вне этой области может быть пропущена.
Проектировщики интерфейса должны понимать принципы работы периферийного зрения и визуальных подсказок, которые можно использовать для привлечения внимания к той области интерфейса, которая находится вне UFOV. Периферийная область нашего зрения самая чувствительная к визуальным подсказкам, основанным на движении, мигании и резким изменениям в контрасте.

Резюме
Грамотно спроектированный интерфейс может повысить производительность труда благодаря умелому управлению вниманием пользователя. При этом нужно убедиться в том, что требования задачи ко вниманию не превышают допустимый уровень.

Понравилась статья?