En Ru
+375 (29) 692-02-78 +375 (17) 219-48-27
Отправить запрос

Holy War, ликбез, дизайн и фанта

19 июля 2007 | Alexander Sergeev | Разное

Я внимательно слежу за юзабилити в Рунете: читаю gui.ru, блог по юзабилити на Хабре, коммьюнити по UCD, а также отслеживаю выдачу поисковых систем и ЖЖ с помощью сервиса Seku.ru. Так что малейшее упоминание о юзабилити и я там как тут :) То тут, то там в блогосфере постоянно происходят небольшие информационные взрывы, но к сожалению я ни разу не видел среди "бомб" тредов по юзабилити. А жаль - позитив таких импульсов заключается в том, что они выделяют энергию, которой можно подзарядиться и далее канализировать ее в благие дела. Но для этого нужно подключиться к дискуссии, найти свою розетку и подключиться, и, конечно, нужно что-то отдать взамен (энергию слова, энергию поддержки, трэкбэк, пингбэк, у кого что есть). За последнюю неделю, юзабилити блогосфера трижды становилась моим источником энергии в самом хорошем смысле:

На этом беспристрастность заканчивается и начинается точка зрения автора этого блога. К сожалению, во всех случаях (кромен Дизайна и Фанты) дискуссии вились не вокруг содержания, а вокруг личности автора.

Holy War

В данном случае программисты и сисархи наехали на юзабилити-специалистов (в данном случае психологов) и обвинили последних в псевдонаучности. Моя точка зрения: юзабилити это прикладная дисциплина, основанная на науке HCI (человеко-компьютерное взаимодействие). Союз программистов и психологов заложен в юзабилити изначально, так как HCI - мультидисциплинарная наука, включающая в себя как инженерию, так и психологию.

Ликбез

А здесь мы имеем вопрос

Сколько стоит нынче usability аудит для портала и есть ли у кого опыт какой, может даже есть кто этим занимается?

и ответ

Имхо ни в уанете ни в рунете, профессиональный usability аудит как такой еще не существует :). То что вам предложат наши конторы - может сделать любый хороший опытный веб мастер.

В принципе по блогам этого ресурса видно, что люди интересуются юзабилити (читают Нильсена и Круга), НО этого мало, чтобы войти в курс дела. Именно для таких случаев (чтобы не тратить свое время) я собрал основные ссылки на юзабилити ресурсы в одном месте. Моя точка зрения: любой хороший опытный веб-мастер может сделать юзабилити аудит, НО он будет неполным и очень, очень поверхностным (в духе "ссылки должны быть подчеркнуты", "используется 6 цветов и 5 размеров", "сайт сверстан табличным методом, а должен блочным" и т.д. в таком вот духе). Чтобы сделать качественный и всесторонний юзабилити аудит, необходимо:

  • Погрузится в предметную область сайта или приложения (что за программа, для чего, для кого, что дает людям, какие бенефиты имеет по сравнению с конкурентами)
  • Собрать (и проанализировать) максимум информации о пользователях и пользовательских задачах
  • И т.д. и т.п. - я уже об этом писал, не хочу повторяться

В фокусе профессиональных юзабилити-специалистов, которые оценивают сайт оказываются: архитектура и навигация, композиция и дизайн, содержание, формы и интерактив, цвета и т.д. - см. подробнее здесь (оценочный лист для экспертной оценки юзабилити из книжки Usability for the web: designing web sites that work).

Дизайн

Алексей попытался расширить понятие дизайна, которое, по его мнению, сузилось в сознании заказчиков до картинок.

Дизайн — это не то, как выглядит вещь, а то, как она работает

Дизайн - это не только картинки

Ориентированность блога Алексея на конечных заказчиков, влияет и на выбор используемой терминологии. Отсюда и недопонимание, которое возникло, например, между мной и Алексеем, несмотря на то, что я согласен с его точкой зрения. Для меня дизайн - это как бы поверхность интерфейса, его графическое оформление, а сам интерфейс - это юзабилити. Дизайн - это первое впечатление, эмоции, эстетика. Интерфейс - это эффективность (скорость решения задач...), продуктивность (... с минимум когнитивных затрат). Я за - разделение понятия дизайн, так же как и за разделение работы по созданию приложения между юзабилити аналитиком, проектировщиком интерфейсов и дизайнером. По крайней мере, в разговорах с коллегами.

Фанта

Идея тизер-ленты со ссылками на ресурсы - не нова (в других предметных областях такие ресурсы уже есть), однако по юзабилити такого еще не было. Очевидная польза такого ресурса - в экономии времени: вместо того, чтобы просматривать множество лент по юзабилити, гораздо эффективнее подписаться на одну общую ленту и be the the first to know. На этом я закончу. ps. Надеюсь, что в будущем юзабилити блогосфера взорветься еще не раз. А любой взрыв - это масса ощущений (разных по модулю, а что делать) и мега-джоули энергии, готовые преобразоваться во что угодно (желательно в позитив, все в наших руках).

Понравилась статья?