En Ru
+375 (29) 692-02-78 +375 (17) 219-48-27
Отправить запрос

Юзабилити как гормон роста социальной сети

3 марта 2009 | Alexander Sergeev | Дизайн

Как и обещал выкладываю свою презентацию, которую я делал на мини-конференции по юзабилити 28 февраля.

Текст доклада (без привязки к слайдам)

На графике вы видите число уникальных посетителей фото-сайтов. Журналист, который опубликовал этот график, задается вопросом: что произошло в сентябре 2008 года, что привело к резкому росту числа посетителей фото-приложения на facebook. А произошел редизайн.

На главной странице профиля (куда вы попадаете при клике на профиль пользователя) появился тулбар с навигацией: стена (feed), информация (info), фото (photos). Далее. Наверняка многие из вас покупали мобильный телефон на онлайнере. Взаимодействие каждый раз происходит примерно по одной и той же схеме: вы приходите на главную страницу, выбираете категорию товаров, затем задаете значение фильтра, выбираете наилучший товар, выбираете продавца, звоните ему и договариваетесь о доставке.

Этот «гладкий» опыт взаимодействия является результатом множества крупных и мелких проектных решений о том, как сайт выглядит, как расположены элементы на странице, какие пункты находятся в глобальном меню, как он себе ведет, какие действия позволяет вам совершать. Вот эти решения как раз и формируют опыт взаимодействия.

Постепенно снимая слои этого опыта, мы сможем понять механику принятия таких решений.

Итак, слои, которые выделяет Джесс Гаррет.

Уровень поверхности

На поверхности вы видите картинки, текст, ссылки, кнопки и прочий визуал. По некоторым объектам можно щелкнуть мышкой и совершить какое-то действие, другие – некликабельны и являются простыми иллюстрациями.

Уровень компоновки

Компоновка находится под поверхностью страниц – это расположение меню, вкладок, блоков и прочих элементов сайта. Чтобы компоновка эффективно работала, она должна быть фиксированной. Благодаря правильной компоновке вы можете быстро найти нужную вам ссылку, например на корзину в интернет-магазине.

Уровень структуры

Структура задает направления движения пользователя по сайту. Например, глобальное меню может перенести вас в любой раздел сайта. Или контекстное меню страницы. Эти элементы являются частью структуры сайта.

Уровень набора возможностей

Структура позволяет организовать различные функции сайта в единое целое, а список функций как раз и образует уровень набора возможностей сайта.

Уровень стратегии

Стратегия целиком определяет набор возможностей сайта. Стратегия включает в себя цели владельцев сайта, а также потребности пользователей. В примере с онлайнером некоторые стратегические цели легко определить: продавцы хотят продать свой товар, а мы с вами хотим купить товар. А какие цели у онлайнера?

Правильно, онлайнер хочет заработать денег на аренде «площади».

Теперь я хочу перейти к определенному типу сайтов, а именно к социальным сетям.

Научное определение социальной сети: Социальная сеть – социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Это социологическое определение. Теперь перенесемся в Интернет. Там социальной сетью называют интернет-сообщество (или сообщества). Интернет-сообщество – это совокупность связей между людьми, имеющими что-то общее (общие цели, интересы, взгляды, занятия, и прочее). Основой сообщества является взаимодействие между людьми.

Как и обычные сообщества, интернет-сообщества создаются с определенной целью.

Примеры таких целей:

1) Убить время (неосознаваемая цель)

2) Сформировать бренд компании или продукта (http://mobilkinofest.ru/)

3) Развитие лояльности к компании путем формирования клуба клиентов

4) Продвижение FCMG-продуктов

5) Распространение и получение знаний, информации (habrahabr.ru)

6) Объединение людей для коллективного творчества (translated.by)

7) Помощь в поиске исполнителей/заказчиков (free-lance.ru, moikrug.ru)

8) Предоставить людям всю правду о компаниях (i-worker.ru)

9) Сделать музыку доступной всем, без посредников (last.fm)

10) Etc.

Итак, вы захотели разработать свою социальную сеть (или к вам обратились за помощью в разработке социальной сети). Как ее разрабатывать? С чего начинать?

А начинать разработку нужно с определения СТРАТЕГИИ. Без четкой стратегии вы рискуете сделать 101ую социальную сеть одновременно для всех и ни для кого, как, например, face.by, ludi.by, belorusy.by, parta.by, vseti.by, etc.

В первую очередь нужно ответить на два принципиальных вопроса:

1) Что хотим получить от нашего сайта мы

2) Что хотят получить от него наши пользователи

Ответ на первый вопрос позволит вам сформулировать цели сайта, а на второй – потребности пользователей.

Скажите, какая самая базовая цель у любого стартапа? Конечно, правильно, - заработать денег. Однако все равно неясно, каким должен быть сайт для достижения этой цели.

Примеры более конкретных целей были описаны выше, например: Продвижение FCMG-продукта или формирование бренда компании.

Кстати, не будем забывать про пользу для владельцев сайта, то есть для бизнеса, про бизнес-модель. Каким образом сайт будет приносить доход: благодаря медийной или контекстной рекламе (habr.ru, koolinar.ru, etc.), на платных сервисах (linkedin.com, free-lance.ru) или за счет роста доходов компании, производящей FMCG-продукцию.

Далее, сайт мы делаем не для себя, а для пользователей. Поэтому, чтобы сайт понравился людям, необходимо детально выяснить кто наши пользователи и что им нужно. Я не буду здесь повторяться, мои коллеги уже рассказали о методах анализах. Приведу лишь список юзабилити-методов, которые как раз и нужны для исследования пользовательской аудитории:

1) Интервью

2) Опросы

3) Полевые исследования

4) Анализ деятельности

5) Юзабилити-тестирование

6) Персонажи

7) Маркетинговые исследования

8) Фокус-группы

9) Etc.

Самый последний абзац, который я пишу в документе-концепции для любого проекта, в том числе и для социальных сетей, это положение об образе проекта. В сжатом формате я даю ответ на следующие вопросы:

1) Кому нужен этот сайт (целевая аудитория)

2) Для чего он им нужен (потребности представителей аудитории)

3) Ключевое преимущество, основная причина для использования сайта

4) Основной конкурент проекта

5) Основное отличие от конкурента и преимущества нового сайта Подробнее см. книгу «Разработка требований к ПО. Практические приемы сбора требований и управления ими при разработке программного продукта» Карла И. Вигерса.

Пример реального положения об образе проекта: Для людей, которые хотят узнать все о компании, в которую они хотят устроиться, сайт «Работа!» станет единым источником информации в Рунете, где будут аккумулироваться как официальные сведения о компаниях и сотрудниках, так и неофициальные мнения, отзывы и слухи от людей, которые работали или продолжают работать в обсуждаемых компаниях и с обсуждаемыми людьми. Сайт «Работа!» станет местом встречи и общения профессионалов из различных отраслей и средством для профессионального, карьерного и личностного роста. В отличие от существующих социальных сетей (moikrug.ru, webby.ru), которые нужны для хранения контактной информации и поиска специалистов, сайт «Работа!» станет активным и динамичным сообществом благодаря активности своих пользователей, стремящихся к «утолению информационной жажды» (хочу знать все о компании) и желающих восстановить справедливость в отношениях между коллегами и компаниями.

Перед тем как перейти на следующий уровень, уровень набора возможностей, приведу типологию социальных сетей с точки зрения функциональности (автор: Ярослав Грешилов, lj user: yagr), а не стратегии.

1. Самопрезентация и общение "Презентационно-коммуникационные" сайты. Классические блогохостинги и их различные вариации (livejournal, twitter, tumblr), целые личные «мини-сайты» (myspace, рамблер.планета). Реализуемая потребность: рассказывать о себе, находить новых знакомых и поддерживать общение с ними.

Потребности могут быть совершенно разными. Вряд ли dolboeb ищет новых знакомых или рассказывает о себе, а tema поддерживает общение со своими знакомыми.

2. Социальные сети Проекты, основанные на принципе «Каждый человек знаком с любым другим через 6 рукопожатий». Ярчайшими примерами таких сетей являются facebook (клон — vkontakte), linkedin (клон — мойкруг) и classmates (клон — odnoklassniki). Реализуемая потребность: поддерживать связь с людьми.

Потребности могут быть опять же разными: найти музыку, посмотреть ню-фотки, etc.

3. Cоциальные контейнеры Хранение различных данных и их презентация друг другу и интернету вообще. Это может быть видео (youtube, rutube), фотографии (flickr, photosight, яндекс.фотки), закладки (del.icio.us, memori), музыка (imeem) и любой другой тип контента. Реализуемая потребность: делиться с людьми фотографиями, находками, видео, музыкой, рисунками.

Опять же, потребности могут быть более конкретными: презентовать свое портфолио, найти фотографа на свадьбу и пр.

4. Социальные медиа Возможность стать журналистом или источником новостей. Примеры: digg, newsland, smi2. Реализуемая потребность: делиться с людьми новостями и их осмыслением.

Потребности могут быть совершенно другими: пустить слух, пропиарить сайт, изменить восприятие бренда, «прокачать» профиль и др.

5. Рекомендательные сервисы Рекомендации, выдаваемые на основе поиска людей со схожими вкусами (netflix, trustedopinion, imhonet). Реализуемая потребность: советовать, рекомендовать стоящие вещи и получать рекомендации.

6. Социальные базы данных Это наполняемые «всем миром» различные хранилища информации. Wikipedia как хрестоматийный пример народной энциклопедии. Реализуемая потребность: совместно накапливать и создавать знания.

7. Социальные навигаторы Это проекты, дающие возможность ориентирования в сфере за счет взаимодействия с другими людьми. Примерами являются киношный spout, книжный shelfari и музыкальный last.fm. Реализуемая потребность: помогать друг другу ориентироваться в мире идей, контента и вещей.

Это по сути те же рекомендательные сервисы.

И напоследок еще одна схема, в которой представлены основные функциональные элементы социальной сети (автор: Gene Smith):

1) Identity (идентичность) – требования для представления пользователя личности и индивидуальности (например, профиль, число связей с другими людьми, etc.)

2) Presence – требования для предоставления информации о том, находится ли пользователь в онлайне (статус пользователя в окне чата)

3) Отношения – требования, которые позволяют людям заводить контакты (например, френдование, поиск людей, приглашение друзей в сеть, etc.)

4) Общение – требования для общения пользователей на сайте (чат, форум, стена. etc.)

5) Сообщества – требования, которые позволяют людям объединяться в сообщества (создание сообщества, вступление в сообщество, фото/видео сообщества, etc.)

6) Репутация – требования, которые позволяют оценивать ценность пользователей согласно нормам, принятым в социальной сети

7) Совместный доступ – требования, позволяющие давать совместный доступ к некоторым данным (например, хостинг фото, видео, музыки, etc.)

Итак, пришла пора перейти от абстрактного вопроса: «Зачем мы делаем социальную сеть» к конкретному вопросу: «Что мы собираемся создать».

Все требования к социальной сети разбиты на группы (отчет “Social Networks Research Report”):

1) Привлечение новых пользователей на сайт

2) Установление взаимоотношений пользователей друг с другом

3) Генерация контента пользователями

4) Увеличение числа социальных контактов

 

1) Привлечение новых пользователей на сайт

a. Показываем пользователю его личную выгоду от регистрации на сайте (скриншот главной xing.com или moikrug.ru)

b. Даем возможность заглянуть «внутрь» социальной сети (скриншот списка пользователей в moikrug.ru, снять на видео moikrug.ru)

c. Тур по сайту (снять на видео xing.com)

d. Приглашаем и ищем знакомых и друзей (дать скриншот блока в профиле на facebook.com):

i. Возможность послать ссылку на контент другу

ii. Возможность послать прямую ссылку для регистрации на сайте (по icq, skype, etc.)

iii. Поиск тех, кто уже зарегистрирован в социальной сети, по контактам почты (снять на видео xing или facebook)

e. Показываем пользователю людей с похожими параметрами (скриншот главной моего профиля на moikrug.ru)

2) Установление взаимоотношений пользователей друг с другом

a. Профиль – основа социальной сети, позволяет человеку рассказать о себе

b. Не требуем заполнять все поля при регистрации (скриншот регистрации на moikrug.ru или xing.com или facebook.com)

c. Постоянно «просим» пользователя заполнить профиль (facebook: «заполните информацию о себе и загрузите фотографию, чтобы вашим друзьям было проще вас найти» или xing: «дополните свой профиль, и вас легче будет найти»).

d. Периодически (например, раз в год) просим пользователя проверять актуальность своего профиля

e. Чем более неформальна ваша социальная сеть, тем проще должна быть процедура добавления пользователя в друзья (например, в i-worker.ru, чтобы добавить пользователя в друзья, нужно совершить всего один клик). В более формальных сетях, например, в moikrug.ru нужно подтверждение пользователя.

f. Показываем число связей пользователя, чтобы другие могли оценить статус пользователя и решить, стоит ли связывать с участником сообщества.

3) Генерация контента пользователями Без контента в сообществе будет нечего обсуждать, люди не смогут найти общие интересы, и отношения между людьми не будет развиваться. Поэтому нужно делать все, чтобы мотивировать пользователей на генерацию контента.

a. Нужно поощрять пользователей, которые пишут отзывы или мнения о, например, малоизвестных компаниях (например, на i-worker.ru, малоизвестная компания – та компания, которая имеет мало или ни одного отзыва). В качестве поощрения можно посылать e-mail с благодарностью

b. Дать возможность пользователю «заказать» или «попросить» отзыв о компании. Если другой пользователь увидит эту просьбу, он с большей вероятностью напишет свой отзыв (привести пример с moikrug.ru)

c. Стимулируйте флейм, так как люди любят поспорить (например, на i-worker.ru, каждый рейтинг топика зависит от числа комментариев)

d. Давайте пользователям обратную связь от его сообществ в виде рейтинга и числа просмотров его контента

e. Приводите в пример лидеров сообщества и показывайте их вклад в сообщества (число опубликованных топиков, etc.)

f. Показывайте число просмотров профиля другими пользователя

g. Модерируйте контент, дабы отбить охоту у спаммеров и троллей постить свои никчемные сообщения, а также, чтобы повысить качество контентаответе

h. Посылайте уведомления на e-mail об на комментарий пользователя, о комментариях к топику пользователя или на комментарии к топикам, на которые пользователь подписался

4) Увеличение числа социальных контактов Социальные контактны – это, благодаря чему сообщество является сообществом. Чем больше возможностей для социальных контактов, тем больше шансов у людей познакомиться друг с другом. Этимология слова community – происходит от common (общее). Группа людей называется сообществом, если они имеют что-нибудь общее.

a. Общие интересы для неформальных сетей (разбивайте на секции, поиск людей со схожими интересами, группами интересов)

b. Совместный опыт (после события люди хотят обсудить его, обменяться мнениями, фотографиями, видеороликами). Исследования показывают, что жизнь воспоминаний длится от нескольких дней до недели.

c. Общее образование (садик, школа, вуз)

d. Фото, видео альбомы

e. Мои гости (вуаеризм)

f. Новые коллеги

g. Сообщества

h. Ссылки на объекты из топиков и комментов

Понравилась статья?