En Ru
+375 (29) 692-02-78 +375 (17) 219-48-27
Отправить запрос

Юзабилити-тестирование

14 марта 2011 | admin | Теория

Суть юзабилити-тестирования заключается в наблюдении за действиями пользователей во время их взаимодействия с интерактивной системой при выполнении ими реальных задач. Юзабилити-тестирование помогает узнать — работает ли система, то есть решает ли она поставленные цели проектирования, достаточно ли она производительна, и, на самом простом уровне, могут ли в принципе пользователи выполнять свои задачи.

Выгоды от тестирования с реальными пользователями
Юзабилити-тестирование приводит к изменениям в архитектуре и функциональности веб-сайта или программы. Эти изменения могут положительно сказаться на ваших бизнес-целях: посещаемости веб-сайта, лояльности посетителей и уровне конверсии. Юзабилити-тестирование для B2C-систем (например, электронных магазинов) дает следующие выгоды:

1. улучшение навигации (она становится понятной посетителю)
2. увеличение уровня конверсии
3. улучшение восприятия бренда

Юзабилити-тестирование удешевляет разработку ПО, благодаря возможности выявлять проблемы проектирования на начальной стадии проекта.

Виды тестирования
Не все юзабилити-тесты одинаковы. Рекомендуемый подход к тестированию реальных пользователей зависит от поставленных целей. Целью может быть сбор количественных данных (уровень ошибок, время выполнения задач и т.д.), анализ конкурентов, определение причин низкого ROI (например, несмотря на большой траффик в электронном магазине, наблюдается малое количество продаж). План и структура пользовательских сессий должна разрабатываться способом, который наилучшим образом позволяет достичь целей тестирования. Подход к тестированию также зависит от того, что оценивается: бумажный прототип, интерактивный прототип или работающая система.
Для некоторых продуктов, таких как, например, мобильные телефоны, более подходящим может быть лонгитюдное исследование для длительного сбора данных в естественной среде использования телефона. В других случаях, единичных сессий может быть вполне достаточно (например, для ответа на вопрос о том, может ли пользователь найти в меню адресную книжку и ввести имя и номер контакта с первой попытки?). Некоторые виды тестирования нужно проводить в специальных лабораториях, в которых специалист имеет полный контроль над средой тестирования, в то время как в других случаях требуется более реальное окружение (например, в домашних условиях, на компьютере пользователя, на рабочем месте пользователя).
Более подробно про выбор подходящего метода тестирования вы можете прочитать на сайте UsabilityNet .

Зачем использовать профессионалов?
В любом своем виде юзабилити-тестирование лучше нежели его отсутствие или тыкание пальцем в небо и игра в "угадай как пользователь будет работать с сайтом". Однако существуют вполне конкретные виды искажений и отклонений, которые могут произойти во время сессии тестирования. Специалист знаком с возможными видами проблем и в состоянии правильно интерпретировать результаты тестирования. Пользователь может потратить 10 минут, пытаясь выполнить простую задачу, запутаться, смутиться и растеряться и так и не решить ее и потом, когда у него спросят, что бы он хотел изменить, он ответит, что полностью доволен тем как оно есть сейчас. Существуют и культурные аспекты. Например, в Корее пользователи с неохотой прилюдно критикуют работу других и это может сильно исказить результаты тестирования. В арсенале средств профессионала есть практические приемы для решения большинства таких проблем, связанных с интерпретацией и анализом данных тестирования. Поэтому и планирование, и управление, и анализ результатов сессии лучше доверить профессионалам.

Результаты тестирования
Содержание и виды документов на выходе юзабилити-тестирования зависят от целей проекта и от того, как клиет собирается использовать эту информацию. Общепринятый стандарт – полный список найденных проблем, критичность проблем, рекомендуемые решения, метрики производительности (например, по ISO 9241: уровень ошибок, время выполнения задач) и видео-материал (изображение экрана и/или лица пользователя).

Стандарты и рекомендации
ISО 9241 — содержит требования к эргономике визуальных дисплейных терминалов, предназначенных для офисной работы. В 11 части этого стандарта содержится материал по юзабилити. В нем, в частности, приводятся метрики, которые можно использовать для количественной оценки производительности труда пользователя при решении им задач во время сессий юзабилити-тестирования.
ISO 20282 — юзабилити повседневных вещей. В первой части стандарта рассказывается о методе определения свойств контекста, в котором будет использоваться разрабатываемый продукт. Во второй части описывается методика измерения юзабилити (то есть измерение эффективности, продуктивности и удовлетворенности) для повседневных вещей.
ANSI/NCITS 354-2001: Common Industry Format for Usability Test Reports (Промышленный стандарт описания результатов юзабилити тестирования). В этом документе описывается стандартный формат для представления результатов юзабилити-тестирования. Этот стандарт стоит 30$, но вы можете ознакомиться с ним здесь бесплатно.

Вспомогательное ПО для проведеления юзабилити-тестирования
На Западе было разработано множество программ, которые позволяют автоматизировать процесс юзабилити-тестирования. На рынке вспомогательного ПО существуют программы следующих типов:
Для качественного и количественного тестирования веб-сайтов и ПО в лабораторных условиях с модератором
Пример такого ПО это TechSmith Morae . Эта программа умеет:

  1. регистрировать низкоуровенвые события ОС (нажатия на клавиатуру, на мышку), высокорувневые действия (переходы по ссылкам в браузере)
  2. регистрировать действия пользователя посредством записи всего, что происходит на экране монитора или в конкретном окне программы
  3. фиксировать его эмоции посредством видеосъемки пользователя на цифровую или веб-камеру
  4. наблюдать за действиями пользователя и его изображением из любой точки земного шара, в которой есть высокоскоростное Интернет-соединение с компьютером респондента
  5. добавлять своим комментарии по поводу действий или эмоций пользователя в режиме реального времени
  6. замерять различные метрики, например, время выполнения задачи
  7. создавать презентации в формате Windows Media Format с объединенными видеоизображением лица пользователя, записанным экраном, событиями клавиатуры, мыши и браузера, а также с комментариями наблюдателей.

Для качественного и количественного удаленного тестирования веб-сайтов и ПО с модератором без регистрации эмоций пользователя
Пример такого ПО — Ethnio . Эта программа позоляет делать все то же самое что и Morae, кроме видео-съемки пользователя на цифровую или веб-камеру. Кроме всего прочего, ПО такого типа позволяет нанимать респондентов "здесь-и-сейчас": как только посетитель заходит на сайт, ему показывается приглашение принять участие в юзабилити-тестировании. Если он изъявляет желание поучаствовать, то буквально в течение нескольких минут уже можно начинать тестовую сессию: пользователю на e-mail высылается приглашение в котором содержится ссылка на программу, которая должна быть установлена на его компьютере для регистрации событий и записи экрана. Эта программа удаляется по окончании тестовой сессии, возвращая компьютер респондента в изначальное состояние. Большим плюсом такого рода программ является их низкое, по сравнению с первым типом, требование к пропускной способности сети, так как транслируется только записанный экран или окно, но не видео-траффик с цифровой или веб-камеры.
Для автоматического тестирования
Программы этого типа полностью автономны, что позволяет собирать разную полезную количественную информацию без участия пользователя и юзабилиста. Примером такой программы является ClickDensity . Это веб-приложение фиксирует все клики посетителя на странице веб-сайта. В результате получается своеобразная карта кликов, по которой можно судить о, например, популярности тех или иных функций или о проблемах в навигации.
Кроме того существует еще целый класс программ, которые собирают всевозможную статистику посещений веб-сайта. На основе такой информации можно сделать лишь поверхностные выводы, например, о том, что регистрационная форма не работает (так как статистика показала, например, что 80% пользователей покидают регистрацию, не доходя до последнего шага). Ярким примером таких программ является Google Analytics . Для того, чтобы определить конкретные проблемы с регистрацией, необходимо проводить полноценное юзабилити-тестирование и привлекать к этому реальных пользователей.
Кроме ПО существуют и различные внешние устройста, которые позволяют:

• регистрировать движение глаз испытуемого по экрану монитора и по интерфейсу тестируемого ПО или веб-сайта
• отслеживать различные биометрические показатели, такие как: пульс, уровень расширения зрачков, проводимость кожи, мышечное напряжение

Статьи по теме

1. Стандарты и рекомендации по юзабилити
2. Google Analytics. Часть 2: Откровение для владельца веб-сайта
3. Google Analytics. Часть 1: Откровение для SEO-специалиста
 

Понравилась статья?